четверг, 6 ноября 2014 г.

                                           Валентин Григорьевич Распутин 

                                                   "Уроки французского" 

Одна из моих подруг посоветовала мне прочитать на каникулах книгу, которая произвела на нее неизгладимое впечатление. Подружка убеждала меня, что это произведение должно непременно понравится мне,потому что я - тот человек, который верит в душевность людей и искренность их поступков. "Уроки французского", так называлась книжка,которая весь день не дает мне покоя. 
События разворачиваются в послевоенное время. Главный герой - одиннадцатилетний мальчик, который покидает свою семью и едет в райцентр, чтобы продолжить обучение в средней школе. Учился он хорошо, не давался лишь французский язык. Мальчик не доедал, жил у знакомой матери, младший сын которой, привел героя в компанию, где играли в "чику" на деньги. Учительница французского, Лидия Михайловна, увидев синяки на лице у главного героя, решает вывести его на чистую воду,однако,ей все рассказывает болтун-Тишкин, одноклассник мальчика. Оказывается, что пострадавшего избили Вадик и Птаха, старшие игроки "чики". Когда история повторяется, и главный герой снова приходит весь в синяках в школу, Лидия Михайловна под предлогом занятий просит приходить его к ней домой. Зная,что он не доедает и , что на рубль, который он зарабатывал,играя, он покупал стакан молока для лечения малокровия, учительница французского старается помочь, накормить мальчика. Он отказывается. Тогда учительница присылает на его имя в школу посылку. Правда, смышленый догадывается от кого она и снова отказывается. Не отчаявшись, Лидия Михайловна приглашает героя на очередное занятие, но вместо урока французского, она придумывает игру "замеряшки" и привлекает мальчика сыграть с ней. Женщина жульничает, чтобы главный герой выиграл. Во время игры у них начинается спор, который услышал директор школы, живший в соседней квартире. Он посчитал игру с учеником преступлением, так и не разобравшись, что послужило причиной поступка учительницы. Лидия Михайловна уезжает к себе на Кубань, но не забывает мальчика,а наоборот, присылает ему еще одну посылку с макаронами и яблоками, которые герой видел только на картинках. 
Вроде сюжет предельно ясен, никакого скрытого смысла нет,а рассказ все равно тронул меня! Поступок молодой учительницы доказывает, что в нашем жестоком мире, который полон людей, ищущих твои недостатки и уязвимые места, есть люди с добрым сердцем, которые постараются помочь тебе, даже, если ты не просишь. Для меня в этом рассказе представлена картина нашего общества в целом. Вот ты, с тяжелой жизненной ситуацией и стойким духом, который только крепнет изо дня в день. Вот люди, которые готовы идти по головам ради своего успеха,Вадик и Птаха.Вот окружение, которое будет стоять в стороне, не вмешиваясь,одноклассники героя. Директор, который не готов понять и принять ситуацию, он смотрит поверхностно и делает выводы только на том, что видит. В нашем мире мы каждый день встречаемся с подобными людьми. И вот добро, свет - простая учительница с добрым сердцем. Она живет в достатке, ни в чем не нуждается, но обращает внимание на мальчика, который старается решить  жизненные трудности самостоятельно. Лидия Михайловна не проходит мимо, думая,что ему помогут или он справится сам. Она всеми возможными способами хочет помочь главному герою. Конечно, в современном обществе, как и в годы разрухи и голода, редко встречаются индивиды,которые чувствуют боль других как свою, но они есть. 
Рассказ Валентина Григорьевича Распутина открывает каждое сердце для доброты и участия. Он призывает нас быть этим светом, чудом. Ведь, даже одно хорошее слово, одна улыбка, порой имеют фантастический эффект! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий